02.11.2011

Чем аутсорсер выгоднее штатника?

Передав бухгалтерию на аутсорсинг, клиенты несут меньше рисков. Им удобно, когда партнер сам общается с налоговой и аудиторами и быстро готовит отчеты. Несмотря на преимущества, аутсорсинг пока не нашел широкого распространения в России, но тренд очевиден, считает Сергей Тиунов, генеральный директор аутсорсингового подразделения группы BDO в России.

Аутсорсинг – это реализация принципа специализации на уровне рыночных отношений. Глядя на опыт зарубежных аутсорсинговых компаний, можно сказать, что отечественный рынок находится на начальном этапе развития и имеет большие перспективы. В процессе развития и становления любого бизнеса, возникает необходимость в упорядочении корпоративной структуры, растут требования к квалификации сотрудников. Гораздо проще передать на обслуживание профессиональной компании те процессы, которые не несут ключевых компетенций. Так чем аутсорсер выгоднее и удобнее штатника? Какие мифы об аутсорсинге наиболее распространены в России и как с ними бороться? Что мешает передать на аутсорсинг предприятие целиком? На вопросы E-xecutive отвечает Сергей Тиунов, генеральный директор аутсорсингового подразделения группы BDO в России.

В чем вы видите причины растущего интереса к аутсорсингу на российском рынке?
- Зрелая рыночная экономика требует высокой степени специализации, как основного фактора эффективности. Аутсорсинг – это реализация принципа специализации на уровне рыночных отношений. Молодость рыночной экономики в России, нестабильность законодательства, ангажированность судебной системы, высокая доля государства в экономики и коррупция… все это является причинами того, что в России аутсорсинг все еще в зачаточном состоянии, но рыночные механизмы все-таки начинают кое-где работать, что сразу видно по росту интереса к аутсорсингу.
 
Недавно вы были избраны сопредседателем российского филиала IAOP. Что это за организация, и в чем вы видите свою основную задачу в новой роли?
- IAOP – это международная ассоциация профессионалов аутсорсинга, имеющая свои подразделения во многих странах мира. По сути, во всем мире аутсорсинг уже стал отдельной отраслью экономики, и ассоциация работает над внедрением системы сертификации сотрудников, работающих в аутсорсинговых компаниях, проводит многочисленные семинары, разработала различные методологии, позволяющие провайдерам и клиентам лучше понимать друг друга. В России подразделение IAOP было создано только в прошлом году. Я буду сопредседателем IAOP Russia Chapter и возглавлять работу в области аутсорсинга бизнес-процессов. С одной стороны, полезно будет использовать наработки зарубежных коллег, чтобы «не изобретать велосипед», с другой стороны, как обычно, потребуется серьезная адаптация этих наработок с учетом нашей, российской специфики.
 
Так чем аутсорсер выгоднее и удобнее штатника?
- Как определить выгодность и удобство? Если говорить об операционной эффективности, то здесь работает общий принцип узкой специализации. Купить батон хлеба в магазине дешевле, чем испечь самому, но некоторые предпочитают печь хлеб сами, хотя это не выгодно и не удобно. Значит, есть еще и другие соображения. Наши клиенты говорят о том, что благодаря нам они несут меньше рисков, им удобно, когда мы общаемся с налоговой инспекцией, аудиторами и другими органами, когда мы быстро выполняем их запросы, поскольку уже имеем соответствующие наработки и т.д. и т.п.
Аутсорсинг позволяет не просто снизить затраты, но, прежде всего, сконцентрировать внимание и усилия топ-менеджмента на ключевых задачах бизнеса, а прочие функции передать в управление подрядчиков, обладающих готовыми эффективными решениями для каждого типа бизнеса.
 
Как предприниматель должен строить свои отношения с аутсорсером?
- Есть хорошая формула в западной деловой практике - win-win. Стороны договора должны заботиться не только своей выгоде в контракте. Это несколько необычно для российской деловой среды, но в развитой экономике принято учитывать взаимную пользу от сотрудничества. К сожалению, у нас все еще превалирует психология дикого капитализма 90-х – как «перехитрить» партнера. Не все понимают, что это недальновидная позиция. Ведь партнер, получающий выгоду от сотрудничества, будет ценить такие отношения, заботиться об их сохранении, повышая эффективность и стараясь увеличить собственную ценность и значимость для контрагента.
 
Какие компании больше пользуются аутсорсингом, российские или иностранные?
- Мы проводили исследование рынка аутсорсинга совместно с «РБК.Рейтинг», опрашивали российский и иностранный бизнес. Результаты подтвердили, что иностранцы в большей степени готовы передавать свои функции на аутсорсинг. Соотношение иностранных и российских компаний среди наших клиентов также подтверждает, что аутсорсингом в большей степени пользуются иностранные компании.
 
Это происходит, потому что иностранные компании ориентируются на сложившиеся экономические отношения и традиции, присущие развитой экономике. Кроме того, аутсорсинг – логичная мера для снижения рисков в незнакомой бизнес-среде, - зачем им рисковать и брать на себя ответственность за бухгалтерскую и налоговую отчетность?
 
Существует масса мифов об аутсорсинге (отсутствие у поставщика квалифицированного персонала для оказания услуг; нарушение договоренностей, из-за которых снижается качество услуги; снижение информационной безопасности; невозможность контроля, достаточно высокая стоимость услуг…). С какими из них вам приходится сталкиваться наиболее часто и как боретесь?
- Со всеми. Это результат незрелости рынка. Отсутствуют критерии оценки квалифицированности поставщика, нет устоявшихся ориентиров по составу услуг, их качеству, стоимости. Рынок полон новичков, которые нащупывают принципы взаимодействия, степень толерантности клиентов к компромиссам в области состава и качества услуги, нащупывают уровень цен. Новые компании готовы набираться опыта, работая ниже себестоимости и тренируясь на клиентах. В условиях, когда отсутствуют сложившиеся ориентиры по составу услуг, довольно распространен
подход продать услугу по любой цене, потом уже определять состав услуги. Наша работа в рамках IAOP как раз призвана привести рынок в более цивилизованное состояние – согласовать перечень и состав услуг, ввести унифицированную терминологию, установить стандарты качества и ввести сертификацию участников рынка.
 
При выборе провайдера по аутсорсингу, на что важно обратить внимание? Организация какого рода может заниматься выполнением аутсорсерских функций?
- Безусловно, имеет смысл работать с опытными компаниями, имеющими большое количество клиентов. Стоит обращать внимание на участие компании в рейтингах, на наличие сертификатов системы качества, на рекомендации клиентов. Лучше всего самому связаться и пообщаться с клиентами, это поможет лучше понять, как работает провайдер.
 
В России укоренилось мнение, что аутсорсинг – прерогатива малого и среднего бизнеса. Как обстоят дела с крупными корпорациями?
- Крупные корпорации могут работать только с крупными аутсорсерами, которых у нас на рынке пока нет. Рынок аутсорсинга в сегменте крупных компаний на Западе развивался через этап создания Shared Service Centers – центров общего обслуживания, которые организационно и юридически объединяли схожие компетенции в рамках корпорации. Только после создания таких центров начался процесс их акционирования и коммерциализации. Сейчас в России крупные компании находятся на стадии создания таких центров. Так что их акционирование и быстрый рост рынка за счет их коммерциализации не за горами.
 
Что, на ваш взгляд, мешает передать на аутсорсинг предприятие целиком?
- Бизнес можно передать в траст, но при этом вы фактически отказываетесь от любого участия в управлении бизнесом и в его развитии, становясь только финансовым бенефициаром. На аутсорсинг можно передать только те функции, которые не несут ключевых компетенций и бизнес идей, создающих добавленную стоимость, востребованную рынком, иначе вы просто отдаете свой бизнес.
 
Какую роль в вашей карьере сыграло MBA и EMBA? Насколько, по вашему мнению, современному руководителю необходимо MBA-образование?
- EMBA – EuroMBA – дополнительный сертификат к диплому MBA, который выдала London Chamber of Commerce. Этот сертификат выдается, если, помимо обязательных курсов, пройден курс по Евросоюзу, и дипломная работа затрагивает тематику ЕС. По сути, сертификат EuroMBA означает, что в дополнение обычному курсу MBA я получил знания по регулированию бизнеса в Евросоюзе. Это было полезно, поскольку давало понимание государственного регулирования многих аспектов бизнеса в Евросоюзе, касающихся аутсорсинга.  Думаю, не окажусь оригинальным, если замечу, что MBA мало что дает вчерашнему студенту. Однако, когда снова становишься слушателем, имея при этом определенный опыт работы в бизнесе, это дает значительный толчок в обобщении и применении накопленного опыта во всех аспектах бизнеса – финансах, маркетинге, управлении кадрами, организационном развитии и корпоративном управлении. Кроме того, курс MBA в хорошей школе построен вокруг конкретных кейсов. Поэтому обучение по программе MBA – это своего рода сублимация практического опыта в разных областях бизнеса с одновременной теоретической подготовкой. Это дает значительный толчок роста компетенций, кругозора и общей эрудиции.
 

Полную версию статьи вы можете прочитать на сайте http://www.e-xecutive.ru.

 

  1. Чем аутсорсер выгоднее штатника?