Высшее образование и ИТ — текущие реалии и перспективы

В сфере информационных технологий некоторое время назад стали появляться мнения о малой эффективности профильного высшего образования. В результате часть молодых людей верит в то, что можно в любой момент бросить ВУЗ и запустить успешный ИТ-стартап. Есть и те, кто просто не хочет идти в ВУЗ, полагая, что нужно сразу устраиваться на работу стажером, обучаясь премудростям программирования по мере необходимости. Но эффект выжившего подкрепляется единичными успешными примерами.

В этих суждениях присутствует известная доля юношеского максимализма, а возможно, даже подтасовка фактов. Есть разные мнения на этот счет, у каждого свой опыт. Да и если разобраться, сама роль высших учебных заведений может быть истолкована по-разному. Кто-то считает, например, что они непременно должны быть чуть ли не бизнес-инкубаторами.

Мы пообщались с представителями российских компаний и попросили высказать свое отношение по поводу того, что происходит с российским ИТ-образованием сегодня, насколько оно соответствует рыночным реалиям. Мы также выяснили, кому они отдают предпочтения при приеме на работу и многое другое.


Насколько для вас важно, чтобы ИТ-специалист имел профильное высшее образование? Отличаются ли данные требования по отношению к программистам различных направлений, системным администраторам и другим категориям разработчиков?


Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

По опыту могу сказать, что программистов мы берем из самых разных ВУЗов. И не обязательно в дипломе у соискателя должно значиться «программист» или «факультет автоматики и вычислительной техники». И вообще – лучше различать наличие диплома и наличие навыков. Для нас принципиально наличие некоего багажа знаний в области математики, архитектуры ИТ-систем, для программиста нужны навыки объектно-ориентированного программирования.

Наличие высшего образования, безусловно, очень желательно. В идеале в институте студента должны научить не столько сумме конкретных знаний, сколько умению учиться самостоятельно, все время находиться в поисках знаний, нестандартных решений, навыкам критического мышления (хотя, к сожалению, не всегда это бывает именно так). И именно этим специалист с высшим образованием ценен.

Требования к программистам и системным администраторам, разумеется, отличаются, но не принципиально. А вот если говорить о бизнес-аналитиках, руководителях проектов – то здесь образование в сфере ИТ не строго обязательно. Я знаю многих блестящих специалистов, которые имеют экономическое и финансовое образование, а недостающие им знания в области ИТ получили на курсах повышения квалификации.


Насколько качество высшего ИТ-образования в среднем, по вашему опыту, соответствует современным запросам российского рынка?


Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

Не совсем соответствует. В институтах чаще преподаются базовые знания и технологии, которые в современном мире быстро устаревают. И не потому, что институты плохие, а потому что сфера слишком быстро развивается, за 5 лет обучения технологии могут очень сильно поменяться.

Компаниям, как правило, приходится либо организовывать дополнительное обучение, либо брать таких специалистов в качестве стажеров.


Насколько охотно берут самоучек на хорошие позиции ИТ-специалистов в «серьезные» компании?


Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что мы имеем в виду, когда говорим «самоучка». Если это человек, который совсем не имеет профильного образования и все знания получил лишь на своем опыте, то, конечно, на серьезную позицию в крупную компанию его не возьмут. Есть, конечно, уникальные случаи, но они настолько редки, что сейчас в них нет смысла углубляться. Профильное образование дает не только знание технологий, но и, прежде всего, понимание, что такое бизнес в целом, как он работает, общую эрудицию.

Если мы говорим о самоучке как о человеке, который закончил непрофильный, но технический ВУЗ, интересуется программированием, самостоятельно получает знания – то именно такие специалисты и ценятся. Потому что, как я уже говорил, наличие диплома не дает гарантии знаний и навыков, которые требуются не в теории, а на практике. ИТ-специалист должен быть готов учиться все время.


Какие еще эффективные варианты можете посоветовать? Каким образованием могли бы обладать «компьютерщики», которые смогли бы идеально вписаться именно в вашу (возможно, не связанную с ИТ) компанию?


Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

Я бы советовал отталкиваться от того, что просит рынок. Наша компания предоставляет услуги по аутсорсингу бизнес-процессов (бухгалтерия, кадровое администрирование и расчет зарплаты). Соответственно, мы с удовольствием возьмем специалиста, который уже получил знания, а лучше – и некоторый опыт, связанный с программированием для 1С или ABAP.

Существует множество учебных центров и открытых учебных программ, которые поддерживают тот же 1С, Microsoft, Yandex – перечислять можно долго. Проходить обучение можно даже не выходя из дома. Все возможности соискателя ограничиваются лишь его желанием и стремлением.


Насколько, на ваш взгляд, личностные факторы (воспитание, характер) играют роль в получении образовании молодым человеком и его дальнейшем трудоустройстве, помимо навыков, полученных в ходе обучения?


Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

Нужно желание постоянно учиться, пробовать себя в новых областях, совершенствоваться в них. Для любого программиста важно быть усидчивым, внимательным и даже стрессоустойчивым.
Если вы отвечаете, например, за поддержку системы, которая управляет производством, и из-за какой-то ошибки останавливается конвейер, нужно иметь очень крепкие нервы, чтобы не запаниковать и быстро найти и устранить «баг». Также очень важно системное мышление. Ну, и для того, чтобы вырасти в компании, занять руководящие позиции, программисту обязательно нужны навыки общения с людьми, умение получать информацию и управлять проектом.



Источник: habrahabr.ru
  1. Высшее образование и ИТ — текущие реалии и перспективы