24.09.2012

Юристы напрокат

Привлечение сторонних юридических компаний выгодно для мелких компаний, которые не слишком часто судятся.

Выбор между созданием собственного юридического отдела и использованием сторонних консультаций руководителю компании стоит делать исходя из объема работы и того, насколько широк диапазон тем, консультации по которым могут потребоваться предприятию.

Полный рабочий день
«Если юридическая консультация компании требуется раз в месяц, то нет смысла держать собственный штат юристов, которому нечем будет заняться все остальное время», — отмечает руководитель юридического отдела аутсорсингового подразделения BDO Лилия Хакимова.

Управляющий партнер юридической компании «Качкин и Партнеры» Денис Качкин согласен с тем, что, если нет возможности загрузить работой юриста, лучше отказаться от лишней штатной единицы в пользу аутсорсинга. «Дело здесь не столько в экономических соображениях, хотя по совокупности затрат внешняя служба будет выгоднее, сколько в том, что непостоянная работа сильно расслабляет и не способствует нужной концентрации внимания», — поясняет он.

Главное преимущество внутреннего юриста заключается в том, что он находится внутри компании, знает все особенности ее деятельности. К преимуществам аутсорсинга можно отнести более глубокую специализацию юристов. Поэтому, попадая в нестандартную правовую ситуацию, с которой штатный юрист компании ранее не сталкивался, он предпочтет обратиться за помощью. Чем выше риски, тем чаще привлекают внешних консультантов. Так работает классическая модель взаимодействия внутренней и внешней юридических служб.

Большие и маленькие
Малый и начинающий бизнес, как правило, не имеет штатных юристов. «Поскольку юридических задач немного, их выгоднее оплачивать за конкретную проделанную работу, а не в форме ежемесячной заработной платы», — отмечает генеральный директор юридической фирмы «Адвокат ФРЕММ» Владимир Мечтаев. «Маленьким организациям невыгодно содержать штатного юриста, услуги которого рынок труда оценивает не менее чем в 20 тыс. рублей в месяц», — согласен заместитель генерального директора по правовым вопросам ГК «РАЗМАХ» Сергей Дубограй.

Средние по размерам компании, как правило, имеют в штате юриста или даже целый юридический отдел. «Наличие штатных юристов в таких компаниях обусловлено не столько выгодой, сколько удобством физического присутствия сотрудника на рабочем месте», — говорит Владимир Мечтаев. Крупные организации заводят собственные юридические службы, иногда большие по своей численности, чем некоторые юридические фирмы. Стоимость услуг частных юристов или компаний часто зависит от суммы возможных потерь в ходе судебных тяжб, отмечает Сергей Дубограй. Например, если на компанию были наложены пять штрафов по 40 тыс. рублей, то привлеченные юристы, если добьются их отмены, за услуги попросят половину стоимости отмененного штрафа. То есть компания заплатит 100 тыс. рублей за юридическое обслуживание вместо 200 тыс. рублей штрафов.

Разные подходы
Компании, которые уже привыкли отдавать часть процессов на аутсорсинг — например, бухгалтерию или кадровые вопросы, — проще расстаются с непрофильной деятельностью.

В среднем чаще обращаются к аутсорсингу юридических услуг предприятия с иностранным капиталом. «Отчасти потому, что на Западе в целом лучше развита культура аутсорсинга, отчасти потому, что они предпочитают не рисковать и заручиться поддержкой высококвалифицированных юристов при работе с российским законодательством», — поясняет Лилия Хакимова. По словам Дениса Качкина, наиболее востребованы услуги по судебному и арбитражному представительству, услуги в сфере интеллектуальной собственности, сопровождения инвестпроектов, а также по оптимизации налоговых и корпоративных вопросов.


Полную версию статьи вы можете прочитать в приложении к журналу «Деловой Петербург», №168, «Аудит.Консалтинг.Право», сентябрь 2012 г.
 

  1. Главная
  2. Пресс-центр
  3. Публикации
  4. Юристы напрокат