21.12.2015

Как общаться со злым начальником

The Village узнал, зачем люди терпят тиранических боссов и что делать, если общения с таким избежать нельзя.
 
Как и зачем люди работают со злым начальником
 
ДАРЬЯ ПАНТЮХ, бизнес-тренер, HR-консультант Personal Partner Consulting Boutique
В начале моего профессионального пути я имела опыт взаимодействия с подобным руководителем. Несмотря на его жёсткую манеру поведения, я очень благодарна ему за то, что он поверил в меня, доверил вести крупный и серьёзный стартап, многому меня научил. Мы его называли между собой самодуром, потому что, во-первых, он был в возрасте и не особо разбирался в профессиональных вопросах, имел консервативные убеждения: например, считал слова «маркетинг» и «PR» ругательными. Ему был понятен самый обычный бытовой язык, на котором разговаривают 90 % населения. Он много ругался, используя нецензурную лексику даже при клиентах, постоянно кричал на нас. Ему было свойственно создавать нездоровую конкуренцию между людьми, сравнивая результаты одних с другими и акцентируя внимание на успехе одних сотрудников и недостатках других. Он считал свои действия прекрасной мотивацией, мог часто конфликтовать не по делу и предъявлять незаслуженные обвинения. Он, тем не менее, держал коллектив в ежовых рукавицах: на работе присутствовала дисциплина и порядок, планы выполнялись в срок, послушание было идеальным и так далее. 
 
Лишь небольшой процент сотрудников нашёл способ общения с ним, но большая часть боялись его. Те, кто научился нормально с ним взаимодействовать, позже не испытывали никаких трудностей, и мотивация страхом перестала действовать. В числе этого небольшого процента находилась и я. Я поняла, что человеком всегда движет определённое позитивное намерение. Если это намерение разглядеть, понять, почему он совершает определённые действия и какой хочет получить результат, то перестаёшь обращать внимание на негативные черты и начинаешь замечать хорошие стороны личности. Я перестала слышать нестандартные эмоциональные выплески руководителя, обращать внимание на его неадекватную манеру управления и увидела в нём много позитивных сторон. Более того, я приняла его таким, какой он есть, и относилась к нему с теплом и уважением, что он почувствовал. И когда он увидел, что я спокойно реагирую на его горячность и ругань, без осуждения и обид, он изменил ко мне своё отношение в некоторой степени. Я воспринимала его скорее как строгого отца, который иногда злится, он меня — как дочь, которой периодически следовало сделать выговор. Между нами установились действительно тёплые отношения. 
 
И, кстати сказать, когда он ушёл из компании, начался настоящий бардак: нарушилась дисциплина и порядок, упала эффективность управления, делегирования полномочий, прибыльность и прочие показатели. А мы для себя поняли, что пусть его манера управления была слишком жестка и часто неадекватна, но в крупной компании, где надо продавать как можно больше и выигрывать у конкурентов, такой стиль управления просто необходим, и он здорово стимулирует, как бы это странно ни звучало. 
   
ЕКАТЕРИНА РУСАКОВА, исполнительный директор маркетингового агентства Tessa
На мой взгляд, лидерство, хорошие управленческие навыки, высокая степень ответственности никак не оправдывают и не обусловливают неадекватность высшего менеджмента. Конечно, люди, добившиеся многого в жизни, часто непросты в общении. Но сложносочинённый характер вовсе не означает неадекватный и невоспитанный, а вежливый и тактичный не говорит о слабости или мягкости человека.
 
На заре своей карьеры мне пришлось работать с человеком, у которого от рано свалившихся на него больших денег в сочетании с полным отсутствием воспитания, неприятной внешностью, детскими комплексами и проблемами в личной жизни поехала крыша (это был человек с высшим образованием, но из 90-х). Часто собрания менеджеров сопровождались криками и матом. Причём коронным приёмом этого руководителя было поймать человека на какой-то мелочи, вынуть из-за этого всю душу, унизить и заставить ещё отрабатывать. Как ни странно, больше всех страдали сотрудники, которые предпочитали не связываться. С теми, кто мог за себя постоять, он скандалил хоть и громко, но редко. Сейчас, когда я работаю на себя, держусь подальше от таких клиентов. 
 
Надо заниматься собственным развитием и образованием, чтобы в любой ситуации ты мог встать и уйти, не боясь сделать выбор. Потому что никакие деньги не стоят того, чтобы постоянно сталкиваться с унижениями и оскорблениями.
   
АННА КАРИМОВА, директор по взаимодействию со СМИ СРО ЦРФИН
Как-то раз я только пришла в банк на должность руководителя PR-направления. В ведущем деловом СМИ вышел один из первых инициированных мною комментариев зампреда банка, отвечавшего за казначейские операции, с лёгкой критикой в адрес правительства — даже не критикой, а экивоком: «Вот-де правительственные меры недостаточно эффективны». На фоне комментариев, которые давали другие игроки, в том числе госбанки, наша цитата выглядела безобидной. Когда я пришла к владельцу, чтобы уточнить его позицию, показала и публикацию. К моему удивлению, он начал на меня громко кричать, самое красочное выражение звучало так: «Вы все тут — г…но! С такими комментариями я потеряю бизнес! В следующий раз уволю и вас, и зампреда!»
 
Первым желанием, не скрою, было уйти из кабинета и, естественно, из банка. Но верх взяло стремление понять, в чём причина такой бурной реакции. Ведь ещё неделю назад на собеседовании передо мной был интеллигентный образованный человек, свободно владевший шестью языками, а сейчас я вижу перед собой тривиального истерика. Я выслушала всю тираду, не оправдываясь и не перебивая. Когда шеф успокоился, мы с ним определили все темы, которые не должны комментироваться от имени банка, определили степень критики властей, которая допустима для спикеров разных уровней. В конце разговора шеф извинился, объяснив своё поведение вспыльчивым характером. Как выяснилось позднее, мне повезло: с сотрудниками-мужчинами владелец разговаривал гораздо жёстче. 
 
В дальнейшем я отстроила свою работу так, что общалась с владельцем только по самым важным вопросам. Для того чтобы у него было понимание моей эффективности, я разработала чёткий и информативный шаблон отчёта. Ну и, конечно, твёрдо придерживалась оговорённых с ним условий. В итоге моя работа в этом банке была вполне интересной и комфортной. 
 
Что делать, если ваш босс скандалит
ОЛЬГА КУЗНЕЦОВА, практикующий психолог, эксперт по психологии и проблемам горожан, основатель психологического центра OKPSY
Зачастую в отношениях начальник — подчинённый люди подбираются, как и в браке, по принципу комплементарности. С начальником-тираном хорошо уживаются люди с так называемой эмоциональной изоляцией. Они обычно хорошо выносят агрессию и относятся к крику или оскорблениям начальника как к особому способу коммуникации, не более того. А также те, для кого привычна роль жертвы. Такие люди обычно страдают от эмоционального насилия, но так как роль жертвы привычна для них, а значит, наиболее комфортна, они сами всегда находят своего насильника и вполне органично сосуществуют с ним. 
Если же вы не относитесь ни к первому, ни ко второму типу, то имеет смысл обозначить свои границы и дать понять начальнику, что подобный способ коммуникации неприемлем для вас. Делать это нужно взвешенно, с позиции логики. Плакать и говорить, что это невыносимо, смысла нет. Это только ещё сильнее будет злить и провоцировать агрессора.
Отстаивая своё право на социально приемлемую коммуникацию, надо понимать, что есть два варианта развития событий. Либо вы добьётесь поставленной цели и к вам будут относиться более уважительно. Либо вас уволят, так как ваше недовольство в конечном счёте будет восприниматься как нежелание работать по установленным в организации правилам, а вы будете восприниматься как мятежник. Стоит ли право на здоровую коммуникацию вашей работы, решать вам. Но не надо забывать, что в среднем горожанин проводит половину времени на работе, а то, как мы коммуницируем, напрямую отражается на качестве нашей жизни. 
   
ЛЮДМИЛА ШУСТЕРОВА, директор по стратегическому развитию BDO Unicon Outsourcing
Чтобы в будущем не думать, как себя вести, если в вас кидают степлером, оценивайте адекватность вашего будущего руководителя на первой же встрече с ним. Коллега-программист рассказал мне интересную историю: несколько лет назад на одном из собеседований будущий руководитель спросил его: «А насколько вы обидчивый? Если я начну вас оскорблять, вы сможете сохранить высокий уровень работоспособности?» С помощью таких вопросов на собеседовании руководитель может проверять наличие у человека твёрдой позиции, и это вовсе не означает, что в организации принято кричать на сотрудников. Но коллега насторожился, начал искать отзывы о компании и выяснил, что культура общения там действительно не на самом высоком уровне. Несмотря на высокую зарплату и хороший соцпакет, предложенный этим работодателем, сотрудник отказался от места и продолжил поиски.
 
Если вы столкнулись с подобным поведением уже после трудоустройства, попробуйте сперва поговорить с человеком. Объясните, что он негативно влияет на вашу работу, поэтому вы бы хотели, чтобы он сменил стиль общения, ведь у вас общая цель, достижению которой он мешает. Если это не подействует, обратитесь в отдел персонала за помощью. Помните, в таком случае вы не жалуетесь, а даёте обратную связь об условиях вашей работы. Приведите конкретные примеры, не говорите общих слов. Если компания действительно заботится о сотрудниках, то вашу проблему постараются решить (руководителя могут отправить на тренинг по коммуникациям, провести с ним беседу в присутствии высшего руководства, либо вам могут предложить должность в другом отделе, если будет такая возможность). Если же компания никак не отреагирует на ваши просьбы, то, возможно, грубое поведение является для неё нормой. В таком случае лучше сменить работу.
 
В любом случае не молчите о проблеме. Например, одно из первых мест работы я совмещала с бизнес-образованием, и мой руководитель открыто не одобрял мою учёбу, поэтому старался давать мне срочные задачи в конце рабочего дня, чтобы я не успевала на занятия. Мне не хотелось эскалировать конфликт, поэтому несколько раз я аккуратно разговаривала с ним об этой проблеме. Так как это не привело к нужным результатам, я обратилась к высшему руководству, объяснила ситуацию, мы ещё раз пообщались все вместе с моим руководителем, и он вынужден был признать, что вёл себя некорректно. Наши отношения наладились, а мне стало комфортно работать и учиться.
 
ТАТЬЯНА СВИРИДЕНКО, старший преподаватель Института практической психологии и психоанализа
Здесь можно пойти по двум направлениям. Если вы твёрдо уверены, что у вашего руководителя проблемы с психикой, и взаимодействие с ним разрушает вашу жизнь, заставляя работать на собственное лечение, то в этом случае лучше уйти. Жизнь у человека одна, и если есть желание и возможность, то лучше попробовать что-то изменить в ней к лучшему. 
 
С другой стороны, часто происходит так, что образ руководителя как неадекватного человека — это всего лишь восприятие его сотрудников, которым в силу разных причин удобно смотреть на него такими глазами. Иногда любого начальника можно увидеть неадекватным, исходя из желания подчинённых (осознанного или неосознанного) иметь идеального руководителя, а не обычного человека, который может иметь свои недостатки и ошибаться, у него как у руководителя совсем другая степень ответственности, цели, задачи, мотивация. И тогда любой человек, становясь начальником, будет «невыносим». Есть ещё одна причина, по которой мы можем негативно относиться к своему начальнику. Её корни ведут в наше детство — а точнее, связаны с общением с нашими родителями. По сути это были первые руководители, которым мы вынуждены были подчиняться. И если сравнить все те сложности, которые нам в детстве пришлось терпеть от несовершенных родителей, то мы найдём много моментов, похожих на то, что происходит с нашими руководителями.
И что мы вкладываем в это общение, и что от нас зависит. В этом случае я советую больше работать над собой, пытаться искать какие-то точки соприкосновения, потому что некоторые люди могут быть просто эмоциональными: они выпустили пар и уже через десять минут любят весь мир. В этой ситуации было бы правильнее никак не реагировать и даже не замечать подобные эмоциональные выпады, зная, что человек просто погорячился. В любом случае я советую всегда начинать с попыток трезвого объективного анализа сложившейся на работе ситуации, чтобы потом не жалеть о поспешно сделанных выводах и ошибочных действиях. 
 

Источник: The Village

  1. Главная
  2. Пресс-центр
  3. Публикации
  4. Как общаться со злым начальником