24.11.2010

Кризис закончился, BPO — быть!

Компании постепенно оценивают все преимущества аутсорсинга. Стимулирует его развитие ряд факторов, в том числе противоречивость налогового законодательства и высокая активность фискальных органов. Своим мнением о том, как будет развиваться рынок аутсорсинговых услуг в сфере бизнес-процессов (BPO), с Outsourcing.ru поделился Сергей Тиунов, генеральный директор аутсорсингового подразделения группы BDO в России.
 
Как вы считаете, какие факторы сегодня способствуют развитию рынка услуг в области аутсорсинга учетных функций и, напротив, мешают развитию рынка в целом?
 
Сергей Тиунов: На данный момент существует несколько факторов, способствующих активному развитию рынка услуг в области аутсорсинга бизнес-процессов. Первый фактор, который помогает рынку развиваться достаточно быстро, — благоприятная налоговая ситуация в России. Налоги в нашей стране относительно низкие. Многие компании начинают работать официально, не применяя серые схемы, полностью соблюдая российское законодательство.
Когда мы только вышли на рынок аутсорсинга учетных функций, нашим основным сегментом были представительства иностранных компаний в России. Для них модель аутсорсинга учетных функций оставалась самым распространенным вариантом передачи провайдеру непрофильных, но критичных для бизнеса функций. Прошло пять лет — и ситуация стала, безусловно, меняться: крупный и средний бизнес стремится вывести на аутсорсинг такие функции, как бухгалтерия. Почему? Потому, что она остается трудозатратной и требует от руководителя детального ежедневного погружения в процесс. На основной же бизнес времени остается мало. Осознав преимущества аутсорсинга, предприятия постепенно делают выбор в его пользу.
Другой фактор, стимулирующий развитие бизнеса, — это противоречивость налогового законодательства и высокая активность фискальных органов. Любой компании требуются специалисты, способные обеспечить своевременную сдачу отчетности, успешное прохождение налоговых и трудовых проверок. Все это в комплексе тоже приводит к тому, что компании предпочитают работать со специализированными провайдерами и не полагаются на внутренние ресурсы в области учета. Третий фактор является макроэкономическим. Рыночная экономика в России очень молода, но быстро развивается. И в своем развитии использует лучшее из западного опыта. В западной же экономике аутсорсинг — один из важнейших элементов стратегии повышения эффективности бизнеса.
 
Как чувствует себя сегодня отрасль BPO?
 
Сергей Тиунов: Хотя рынок и растет, но по уровню проникновения аутсорсинг по-прежнему находится в зачаточном состоянии. Кроме того, рост рынка приостановился в связи экономическим кризисом, все замерли в ожидании и не принимали никаких стратегических решений, надеясь увидеть, как ситуация будет развиваться дальше. Сейчас же всем надоело ждать, все возвращаются к повседневным заботам. Вопрос эффективности бизнеса опять выносится на повестку дня. По разным оценкам, рост рынка варьируется от 20 до 100 процентов в год. Да, рост существенный, но практически от нулевого значения, поскольку проникновение аутсорсинговых услуг в области учета в России на порядки меньше, чем в любых развитых странах.
 
Верно, что такие виды аутсорсинга, как клининг, частная охрана, call-центры в России продолжают развиваться высокими темпами?
 
Сергей Тиунов: Как я уже говорил, сейчас рост возобновился. Во время кризиса любой аутсорсинг не развивается, поскольку решение о передаче на аутсорсинг какой-либо функции связано с внутренней реструктуризацией предприятия, а никакие инициативы при реструктуризации в кризис просто не рассматривались.
 
Что изменилось в 2010 году?
 
Сергей Тиунов: Людям надоело ждать у моря погоды, смотреть, что она принесет в кризис, и они начали возвращаться к нормальной жизни. Кризис заканчивается, когда о нем перестают говорить и думать. Жизнь возвращается в нормальное русло и доля функций, передаваемых на аутсорсинг, неизбежно будет расти.
 
А какая тенденция на рынке существует сейчас? Растет количество мелких игроков, множатся мелкие бухгалтерские фирмы? Либо крупные аутсорсеры создают некие альянсы?
 
Сергей Тиунов: В основном рынок растет за счет мелкого и среднего сектора. Это легко объясняется тем, что международные аутсорсинговые компании к нам пока еще не пришли. Рынок еще не достиг критической массы. Крупные стратеги (такие, как Accenture и ADP), безусловно, присутствуют, но российский рынок аутсорсинга еще не нашел место в их бизнес-стратегии. Но они обязательно придут, как только объем российского рынка превысит полмиллиарда долларов.
 
Как развиваются другие виды аутсорсинга?
 
Сергей Тиунов: Аутсорсинг четко делится на аутсорсинг неключевых и некритичных функций (уборка, охрана, организация питания) и на аутсорсинг критичных, но неключевых функций (ИТ, бухгалтерия, часть кадровых функций, юридическая поддержка). Под развитием рынка аутсорсинга я бы понимал развитие как раз критичных, но неключевых функций. Они требуют высокой квалификации специалистов и интегрированного внутреннего бизнес-процесса компании. Поэтому в нашем сегменте мы говорим именно об этих функциях.
 
Рынок становится высокотехнологичнее. Чтобы выжить, компании стали активно внедрять различные решения, тот же SaaS. Есть некий акцент на инновациях?
 
Сергей Тиунов: Я думаю, наш рынок находится еще в том состоянии, когда преобладает утилитарный подход, клиенты чаще смотрят на цену. Какие ИТ-решения и в каком виде они используют, — это вопрос вторичный. Первичными все-таки остается экономика и клиентоориентированный подход.
 
Какие проблемы отрасли BPO вы могли бы выделить? И с чем они связаны?
 
Сергей Тиунов: Основная проблема — низкая информированность рынка о преимуществах аутсорсинга в целом. Это следствие того, что культура коммерческой среды, и вообще рыночной экономики в России, имеет короткую историю, должно пройти время, чтобы люди осознали: чтобы заниматься бизнесом, надо заниматься своей основной компетенцией, а все остальное отдавать на аутсорсинг. Тогда они достигнут успеха. Сложность также в том, что рыночная экономика в России возникла с нуля, и все ее институты, обычаи и традиции развиваются параллельно. Для того чтобы появились квалифицированные и эффективные аутсорсинговые компании, должен существовать спрос на их услуги. А он формируется на основе успешных примеров на рынке. Что появилось раньше — курица или яйцо? Поэтому процессы органического роста спроса и предложения на рынке идут параллельно, и на это требуется время.
 
Чего ждать дальше? Ваши прогнозы?
 
Сергей Тиунов: Прогнозировать сейчас трудно. Если рынок будет расти на 50% в год, то у успешных компаний есть шанс роста на 100% в год, а это уже рост на два порядка за 6 лет и выход на уровень средней аутсорсинговой компании на Западе.
 
Ожидаются ли стимулирующие действия со стороны государства в отрасли BPO?
 
Сергей Тиунов: Государство здесь ни при чем. Рынок будет сам собой развиваться дальше, никакие государственные стимулы не помогут. Главное, чтобы развивалась рыночная экономика.
 
Когда рынок перейдет в стадию зрелости?
 
Сергей Тиунов: Если объем рынка удваивается каждый год, то через три года произойдет увеличение его объема на порядок. Через 6 лет будет солидный рынок, на который могут прийти стратеги. То есть через три года мы увидим вполне здоровый для нас рынок, а еще спустя три года выйдем на уровень, интересный международным компаниям.
 
Получается, глобальные игроки пока ждут?
 
Сергей Тиунов: Не совсем верно — они просто не хотят создавать этот рынок. Они могли бы прийти и сказать: «Мы здесь, давайте будем создавать спрос», но это достаточно затратный процесс, многие компании хорошо себя чувствуют и не приходят на рынок, пока не созреет спрос сам по себе. Создавать его в их ситуации экономически не столь оправданно. А западные аутсорсеры зарабатывают на тех рынках, где аутсорсинг достаточно развит.
 
Как вы считаете, в чем заключаются предпосылки развития рынка аутсорсинга бизнес-процессов?
 
Сергей Тиунов: Основные предпосылки развития аутсорсинга учетных функций связаны с возникновением бизнес-культуры и конкурентной среды. Сегодня понятно, что конкурентная среда для крупнейших промышленных компаний из числа ресурсных и сырьевых отраслей практически отсутствует, им аутсорсинг фактически не нужен, они создают собственные обслуживающие структуры, часто забюрократизированные и неэффективные. Когда такие компании окунутся в реальную конкурентную среду, то будут искать эффективные инструменты для повышения эффективности бизнеса.
 
Какие отрасли и предприятия являются старейшими потребителями услуг BPO?
 
Сергей Тиунов: Это отрасли, которые первыми на рынке начали искать новые механизмы для повышения эффективности бизнеса и снижения затрат. Большая доля ритейлеров среди клиентов аутсорсинга, видимо, объясняется высокой конкуренцией в этом виде бизнеса. Аудиторская практика группы BDO ранее оказывала аутсорсинговые услуги, потому что при любом аудите возникает необходимость в восстановлении и поддержке бухгалтерского учета клиента. Аутсорсинг этой функции чаще всего возникает как дополнительный бизнес аудиторских компаний. Как специализированное аутсорсинговое подразделение в форме отдельной компании мы же существуем с 2005 года.
 
 
Полную версию статьи вы можете прочитать на сайте портала outsourcing.ru
  1. Кризис закончился, BPO — быть!