31.01.2013

Налоговики и компании нашли «общий язык»?

Нельзя исключать и досудебное решение вопросов

На 20% сократилось число споров между налоговиками и компаниями, сообщается в новости, размещенной на Российском налоговом портале. В прошлом году арбитражные суды рассмотрели 54113 налоговых споров на общую сумму 247 млрд руб. — это в обоих случаях на 20% меньше чем в 2011 г.

С чем связано данное «снижение»? Замглавы ФНС РФ Сергей Аракелов объяснил это тем, идет сокращение числа решений, которые налоговики выносят, не собрав достаточно доказательств. Также такие решения оспариваются на досудебной апелляции, но и таких жалоб все меньше, отмечает он.

Российский налоговый портал обратился к экспертам с таким вопросом: как Вы считаете, действительно ли налоговики научились «договариваться» с налогоплательщиками? И вот, что пишут наши эксперты:

Потемкина Любовь, методолог аутсорсингового подразделения BDO:

Я вижу в этом наглядную иллюстрацию к заявлению, которое сделал заместитель руководителя ФНС РФ, Сергей Аракелов, в интервью телеканалу «Russia Today» о том, что налоговое ведомство намерено переходить от количественных показателей к качественным.

И мне кажется, что на практике статистика налоговых проверок меняется в лучшую сторону для налогоплательщиков. Налоговики придерживаются методических рекомендаций, разработанных ФНС и планов в отношении выездных проверок. Критерии для включения организаций в план проверок опубликованы и доступны для всех заинтересованных лиц.  Организации, следуя рекомендациям налоговых специалистов,  осмотрительно подходят к выбору поставщиков.

В стране развивается электронный документооборот, что облегчает взаимодействие ИФНС и организаций при камеральных проверках и других запросах налоговиков.

Специалисты налоговой службы при проверках в сложных вопросах ориентируются на судебную практику и Решения Высшего арбитражного суда РФ. Аналогично поступают и налогоплательщики. Специалисты Минфина РФ и ФНС РФ постоянно проводят бесплатные доступные семинары для бухгалтеров и руководителей по правилам бухучета и налогообложения.  В налоговое законодательство вносятся изменения, которые исключают двойственное прочтение норм закона. Все большее число специалистов понимает разницу между рекомендациями и нормами закона. При решении налоговых задач основываются на объективных формулировках Налогового Кодекса.

Действует порядок досудебного рассмотрения споров налоговиков и организаций. Многие налогоплательщики направляют жалобы по спору с региональной инспекцией в вышестоящее подразделение ФНС РФ. По результатам ответов на жалобы организации либо выигрывают спор, либо получают возможность объективно оценить свои шансы в суде.

Несмотря на положительные тенденции в отношениях налогоплательщиков и фискальных органов, в ряде случаев исход проверки во многом зависит от субъективной позиции проверяющих налоговиков. Руководители организаций, особенно иностранных филиалов и представительств, опасаются бороться за свои интересы в судах и спорить с налоговой инспекцией. Их можно понять, потому что для некоторых важна репутация законопослушных, а для других важно сохранить для бизнеса средства на судебные издержки, которые даже при выигрыше в суде на длительное время будут отвлечены из денежного оборота организации. Предпринимательское сообщество ждет от налоговой службы рационального, разумного и объективного взаимодействия, учитывающего как государственные интересы, так и интересы бизнеса.

Полную версию статьи вы можете прочитать на сайте http://www.taxpravo.ru.

 

  1. Налоговики и компании нашли «общий язык»?