29.06.2010

«Проверь себя» — Опыт внутреннего обучения бухгалтеров в аутсорсинговом подразделении BDO

Успех обучения персонала внутри компании во многом зависит от заинтересованности, как самого сотрудника, так и его руководителя. Совпадение этих условий, общих интересов профессионального развития с политикой компании приносят взаимную выгоду. Сотрудники повышают свой профессионализм, опираясь на советы более опытных коллег и руководителя, компания проводит эффективное обучение, при существенной экономии бюджета.

Юлия Тимофеева, руководитель отдела маркетинга аутсорсингового подразделения BDO подготовила специально для Trainings.ru интервью с идейным вдохновителем проведения занятий с сотрудниками одного из отделов бухгалтерской службы компании.
Вот уже год сотрудники отдела Департамента бухгалтерской практики аутсорсингового подразделения BDO под руководством Ирины Аношиной получают знания, закрепляют их и держат «руку на пульсе». На занятиях они используют тематические тесты для проверки профессиональных знаний сотрудников.
 
Ирина Аношина, руководитель отдела Департамента бухгалтерской практики аутсорсингового подразделения BDO. Окончила факультет систем управления Московского авиационного института и факультет повышения квалификации Финансовой Академии при Правительстве РФ. Сертифицированный бухгалтер Института профессиональных бухгалтеров России, в настоящее время сдает экзамены на квалификацию ACCA. Имеет опыт в разработке учетных политик, постановке документооборота, постановке налогового и бухгалтерского учета, подготовке финансовой отчетности по российским и международным стандартам, во внедрении и ведении учета компаний — клиентов в SAP. Ирина Аношина пришла в компанию BDO весной 2006 года в качестве бухгалтера-консультанта. Ее профессиональные качества получили высокую оценку руководства аутсорсинговой компании, и уже в конце декабря 2006 года Ирина Аношина возглавила второй отдел бухгалтерской практики.
Как человек целеустремленный и последовательный, со временем Ирина Аношина решила организовать обучение сотрудников своего отдела внутри компании. Это позволило не только оптимизировать расходы на профессиональное обучение сотрудников, но и существенно расширило возможности других производственных подразделений, которые по примеру Ирины могут проводить обучение для своих коллег.
 
Юлия Тимофеева: — Ирина, в какой момент Вам пришла в голову мысль развивать знания сотрудников вашего отдела? С чем это было связано?
 
Ирина Аношина: — Эта идея возникла у меня летом прошлого года и была вызвана вполне естественными причинами, понятными всем, кто получал когда-то высшее образование в вузе. Жизнь не стоит на месте, мы движемся вперед, знания, полученные в институте и в процессе профессиональной деятельности, постепенно забываются, и если их не поддерживать в тонусе, они постепенно стираются. То есть, ты продолжаешь работать как бы «по старинке», так, как ты привык работать, а ведь законодательство совершенствуется, выходят новые положения, изменения, поправки. Если ты при этом не посещаешь время от времени профессиональные курсы, то со временем теряешь квалификацию. Отсутствие новых знаний, в конечном итоге, не позволяет продвинуться вперед по карьерной лестнице, восполнить профессиональные пробелы, а это тесно взаимосвязано с ключевыми компетенциями сотрудника.
 
За основу обучения Вы взяли положения по бухгалтерскому учету?
 
Да, положения по бухгалтерскому учету (или ПБУ, как мы их обычно называем), поскольку они являются национальными стандартами бухгалтерского учета. Они разрабатываются и утверждаются Министерством финансов РФ и регламентируют организацию и правила ведения учета, а также порядок подготовки и предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Изначально, проводя первые занятия по обучению сотрудников второго отдела бухгалтерской практики, мы обсуждали практический опыт наших коллег. Сотрудники рассказывали о сложных случаях, с которыми они сталкивались в процессе обслуживания клиентов, с вопросами из налоговой службы. Возникла мысль: «А почему бы нам не начать прямо с азов?» И тогда начали изучать положения по бухгалтерскому учету, составлять контрольные вопросы к этим положениям и тестировать друг друга по ним на занятиях.
 
Как часто проводятся подобные занятия, их продолжительность?
 
Каждое занятие обычно длится 30—40 минут. Мы их проводим каждую неделю в своем офисе, в переговорной комнате. В обучении участвуют только сотрудники нашего отдела, но я готова поделиться опытом проведения подобных занятий с руководителями других подразделений.
Количество положений по бухгалтерскому учету не должно пугать. Их вполне можно изучить за относительно короткий период времени и повысить свою квалификацию. Для компании в целом это существенная экономия бюджета в вопросах обучения персонала.
На занятиях мы обсуждаем изменения в законодательстве, запросы, поступающие из налоговой инспекции, изучаем ПБУ, сейчас прошли пятый ПБУ, на очереди следующий, шестой. Мы не зачитываем положения, это бесполезное занятие. Устный материал усваивается только тогда, когда мы проговариваем положения по бухгалтерскому учету: для кого оно, что регламентирует, в каких ситуациях применяется. Если есть вопросы у коллег, останавливаемся на этих моментах.
Например, учет материально-производственных запасов с использованием счетов 15 и 16. Как мы можем применить и в каких ситуациях эти счета в 1С, и как они используются в настройках SAP. Каждый из нас имеет возможность пройти тест и скорректировать ошибки, добившись одинакового понимания. Все наши тесты достаточно сложные. Но держать руку на пульсе и быть постоянно в тонусе — это очень полезно.
Кстати, сотрудники отдела очень довольны обучением: «Мы учимся!», — с гордостью отмечают они. На занятиях коллеги часто обращаются к моему опыту, и мне это, конечно, очень приятно. Безусловно, совместные занятия помогают наладить неформальный контакт среди сотрудников, поскольку моя цель не просто научить людей, но и сдружить их, чтобы они эффективно работали вместе.
 
Какова посещаемость занятий, все ли готовятся к ним?
 
Я составила график с фамилиями сотрудников и просто проставляю галочки, чтобы все сотрудники участвовали в подготовке материалов, приобретали навык обучения. Получилось, что в обучении принимают участие почти все сотрудники, за исключением работающих в офисе клиента и на укороченной неделе. Материалы для ПБУ № 6 будет готовить моя коллега Наталья Фернандес. За каждым закреплена своя тема, свои материалы. Надо отдать должное сотрудникам, они очень ответственно подходят к занятиям.
 
Как полученные знания помогают в работе? Можете ли привести конкретные примеры?
 
Конечно, очень помогают. Возьмем для примера первый тест ПБУ «Учетная политика организации». Его могут пройти и получить новые знания даже те сотрудники, у которых уровень грейда в компании еще невысокий. Я всегда говорю так: «Сегодня вам 25—30 лет, вы работаете в компании в должности бухгалтера, но ведь надо расти, со временем вы сможете стать бухгалтерами-консультантами, в дальнейшем, главными бухгалтерами. Вы ведь не всю жизнь будете пересчитывать канцтовары?»
Обращаю внимание коллег и на повышение уровня знаний иностранных языков. Поскольку это влияет на качество обслуживания зарубежных клиентов. Мы все здесь со специализированным английским, в большей степени финансовым. В прошлом году я старалась давать по 5 минут английского языка, чтобы сотрудники использовали стандартные выражения, характерные для сферы финансов и бухгалтерии, писали письма так, чтобы клиенты не просто их понимали, а излагали свои мысли правильно на хорошем английском. Являясь представителями крупной компании, мы должны соответствовать бренду, а это значит, что письменные и устные коммуникации должны быть на высоком уровне. Раньше чуть ли не все учетные политики писались на английском языке, сейчас эту работу выполняют методологи, с которыми мы работаем в тесном контакте.
 
Каких клиентов сегодня обслуживает ваш отдел?
 
Среди наиболее крупных, компания-производитель мобильных телефонов и аксессуаров. Для нее три наших специалиста оказывают комплексную услугу — бухгалтерский учет, расчет заработной платы, кадровый учет, ведут налоговую отчетность. Это сотрудничество длится уже пять лет, компания внедрила SAP. Следующий крупный клиент по выручке — немецкая компания. Она выпускает полиграфическую продукцию, реализует красители для типографий. Мы ведем учет в программе SAP. Также есть компания-производитель пластиковой тары — учет в SAP и в 1С, другой клиент — американская компания, занимающаяся производством полупроводниковых компонентов — учет в 1С с использованием корпоративного плана счетов и предоставлением файлов для загрузки в SAP. С каждым клиентом ведется кропотливая, ежедневная работа — банк, закупки, отгрузки. Так как компании крупные, то каждого клиента обслуживает по два-три человека, и взаимозаменяемость, взаимная поддержка сотрудников необходима.
 
Справка
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) — стандарты бухгалтерского учёта России, регламентирующие порядок бухгалтерского учёта тех или иных активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Принимаются Министерством финансов РФ (более подробная информация — статья 129 ФЗ от 21.11.1996 года «О бухгалтерском учете», статья 5 — регулирование бухгалтерского учета).
 
«Проверь себя!»
Сотрудники отдела Департамента бухгалтерской практики аутсорсингового подразделения BDO под руководством Ирины Аношиной составили тематические тесты для проверки профессиональных знаний сотрудников.

 

Автор: Юлия Тимофеева, руководитель отдела маркетинга
Аутсорсинговое подразделение BDO
 
 

Полную версию статьи вы можете прочитать на портале Trainings.ru.

  1. «Проверь себя» — Опыт внутреннего обучения бухгалтеров в аутсорсинговом подразделении BDO