23.10.2012

Российский рынок аутсорсинга бизнес-процессов: есть ли шансы догнать ITO?

Российский рынок ИТ-аутсорсинга устойчиво развивается и показывает солидные результаты, а рынок BPO по-прежнему существенно отстает от него. В чем причина? И сколько ещё времени  будет длиться этот разрыв?

В то время как один только объем аутсорсинга разработки программных продуктов за 2011 г. оценивается ассоциацией РУССОФТ в 3,5 млрд. долларов, аналитики, кажется, соревнуются за право назвать наименьшую цифру объема рынка аутсорсинга бизнес-процессов.

Сложно сказать, насколько они правы, поскольку российский рынок аутсорсинга бизнес-процессов очень сильно фрагментирован и оценить его непросто. Но в чем я безусловно могу согласиться с аналитиками, так это в том, что российский рынок BPO только начал развиваться. И тому есть немало причин:
1)    Во-первых, в то время как рынок ИТ-аутсорсинга в первые годы рос исключительно за счет внешних заказов, поставщики BPO могли полагаться только на внутренний спрос. Поэтому неудивительно, что оборот компаний, занимающихся аутсорсингом бизнес-процессов, существенно отстает от оборота поставщиков услуг по ИТ-поддержке.
Как следствие – и сам рынок аутсорсинга бизнес-процессов зародился в России существенно позже, чем рынок ITO. Если поставщики аутсорсинговых услуг в сфере ИТ работают в нашей стране с конца  90 годов, то большинство игроков BPO вышли на рынок только после 2000 года. Ранее на их услуги просто не существовало устойчивого спроса.
2)    Фрагментарный характер рынка – это еще одна причина его медленного развития. Так как маржинальность аутсорсингового бизнеса невысока, быстрое увеличение оборота невозможно без активного привлечения внешних инвестиций или слияний с другими компаниями. (Именно поэтому в ближайшие годы я ожидаю большого количества слияний и поглощений на этом рынке).
3)    Недостаток культуры управления проектами. В России еще бывают случаи, когда людей сложно убедить в том, что при грамотном управлении распределенная команда может работать так же эффективно, как и отдел внутри одного офиса. Раздавать поручения  сотрудникам, сидящим перед вашим носом, куда как несложно, а вот работа с аутсорсинговой командой требует определенного планирования и управления временем.  Поэтому иногда спрос на услуги аутсорсинга – это показатель менеджерских качеств в той или иной компании.
4)    Большой теневой сектор экономики. Передача на аутсорсинг бизнес-процессов – это показатель того, что в бухгалтерии и кадровой политике предприятия все прозрачно. Или, по крайней мере, показатель того, что предприятие стремится сделать процессы таковыми. И с «серой» бухгалтерией аутсорсинг не уживается.
5)    Недостаток доверия. Это относится не только к отношениям между поставщиком и клиентом, но и ко всему обществу в целом. Согласно результатам последнего Европейского социального исследования (ESS), по уровню доверия к другим людям россияне занимают четвертое место в конце списка стран, принявших участие в опросе. (В ходе исследования респондентов спрашивали о том, можно ли доверять различным членам общества).
Эти результаты много говорят и об уровне развития экономики, поскольку бизнес – это вопрос не только денег, но и доверия. Доверия между кредитором и должником, нанимателем и работником, провайдером и клиентом.  И аутсорсинг бизнес-процессов страдает от низкого уровня доверия в обществе в первую очередь, так как он имеет дело с очень важной для предприятия информацией.

Как видим, препятствий для развития аутсорсинга бизнес-процессов набирается немало. Изменится ли ситуация в будущем?
Думаю, да – по крайней мере, мы работаем над этим. В этом году компания BDO заключила ряд международных контрактов, в которых российскому подразделению отводится управляющая роль, так что мы больше не полагаемся исключительно на спрос внутреннего рынка.

Мы наблюдаем устойчивую тенденцию по сращиванию услуг BPO и ITO. Сегодня уже практически невозможно передать бухгалтерию на аутсорсинг без передачи внешнему провайдеру на обслуживание сопутствующих ИТ-систем. Все больше и больше услуг BPO предоставляются в формате Software as a Service. Таким образом,  поставщики получают больше возможностей для оптимизации стоимости услуг и сокращения издержек.
Развитие телекоммуникационной инфраструктуры позволяет провайдерам аутсорсинга бизнес-процессов предлагать свои услуги даже в самых отдаленных регионах России и в странах ближнего и дальнего зарубежья. И, конечно, мы очень и очень надеемся на то, что процесс оздоровления экономики и сокращения ее теневого сектора в ближайшие годы продолжится.

Учитывая все вышесказанное, я оцениваю перспективы российского рынка аутсорсинга бизнес-процессов весьма оптимистично. Почему бы и нет? Спросите меня об объеме рынка через три года.

Автор: Людмила Шустерова, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса

Аутсорсинговое подразделение BDO


Полную версию статьи вы можете прочитать в газете  The Moscow Times
 

  1. Российский рынок аутсорсинга бизнес-процессов: есть ли шансы догнать ITO?