01.03.2015

Мнение. Учет затрат на рассылку представителю рекламных материалов

Автор: Любовь Потемкина, методолог компании BDO Unicon Outsourcing

Прежде всего отметим, что расходы на пересылку каталогов возникают после того, как они приняты на учет. Это означает, что расходы не формируют стоимость каталогов. Расходы на пересылку рекламных материалов из офиса работнику не связаны с приобретением или изготовлением, а также непосредственно с распространением каталогов.

Что касается бухгалтерского учета каталогов, то стоимость их приобретения (изготовления) учитывается на счете 10 "Материалы". Их целесообразно учитывать в составе запасов, а не основных средств.

Стоимость и количество переданных по почте каталогов можно сразу отнести на расходы в соответствии с выбранным в учетной политике способом списания таких материалов, а можно сделать это позже, обозначив в учете изменение места хранения на "у регионального представителя". В любом случае следует оформить акт на списание с учета рекламных материалов, переданных неопределенному кругу лиц.

Категорию расходов выбираем самостоятельно. В большинстве случаев расходы на рекламу относятся к коммерческой деятельности компании и учитываются на счете 26 или 44.

Почтовые расходы на пересылку каталогов целесообразно учесть по той же статье, что и стоимость самих брошюр. Их также можно выделить в отдельную статью затрат, если компании важно знать, какую сумму составляют расходы, связанные с удаленностью работника от основного офиса.

В части налогового учета отметим следующее. Каталоги передаются региональным представителем в целях рекламы компании неопределенному кругу лиц безвозмездно. Стоимость безвозмездно переданного имущества и расходов, связанных с такой передачей, не учитывается в целях налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ).

В то же время каталоги изготавливаются специально для рекламных целей и затраты на их изготовление (стоимость каталогов) прямо относятся к рекламе и включаются в прочие расходы (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом каталоги должны содержать информацию о продукции компании или о ней самой. Такие расходы не нормируются.

Таким образом, компания сама определяет, к какой группе расходов отнести стоимость каталогов, подлежащих распространению: учесть их как стоимость безвозмездно переданного имущества или как стоимость рекламных материалов.

Аналогично организация сама выбирает, как учитывать почтовые расходы на пересылку каталогов: как расходы на почтовые услуги или как расходы на рекламу.

Отметим, что почтовые расходы являются нормируемыми. В случае учета таких расходов в составе рекламных их сумма признается в налоговом учете в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.

В части НДС отметим, что передача каталогов и брошюр, бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям, объектом обложения НДС не является независимо от величины расходов на их приобретение (создание).

Такова позиция высших судей (пост. Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). В качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения, не может рассматриваться распространение рекламных материалов, если эта часть деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке его товаров (работ, услуг) направлена на увеличение объема продаж. Одновременно данные рекламные материалы не должны отвечать признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

При этом специалисты Минфина России утверждают, что для принятия к вычету сумм НДС, предъявленных продавцами (изготовителями) указанных рекламных материалов, оснований не имеется (письмо Минфина России от 23.10.2014 N 03-07-11/53626).

На наш взгляд, если судом установлено признание стоимости материалов как расходов на рекламу, то и вычет НДС по ним должен приниматься на общих основаниях. Расходы на рекламу относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, направлены на получение доходов и таким образом участвуют в операциях, облагаемых НДС. Однако во избежание споров с налоговиками рекомендуем следовать рекомендациям финансистов.

Что касается вычета НДС по расходам на пересылку, то вычет НДС по ним производится в обычном порядке в случае признания их почтовыми или рекламными.

Источник: "Актуальная бухгалтерия", N 3, март 2015 г., ГАРАНТ 

  1. Мнение. Учет затрат на рассылку представителю рекламных материалов