05.06.2019

Бюджетирование, финансовый контроллинг и параллельный учет

В 2017 году американская компания, разработчик видеоигр, издатель и организатор киберспортивных турниров, обратилась к BDO Unicon Outsourcing за бухгалтерскими услугами, т.к. финансовый учет российского представительства нуждался в пересмотре подходов, автоматизации и усовершенствовании.

На стадии переговоров специалисты выявили целый ряд проблем: российский бухучет потенциального клиента велся не в соответствии с его собственными глобальными политиками. ПО, которое при этом использовалось, устарело. Бухгалтерские процессы не были автоматизированы, поэтому управленческий учет требовал много времени и был не вполне точен. А впереди была годовая отчетность.

За четыре месяца нашей команде предстояло принять дела от текущего провайдера клиента, автоматизировать бизнес-процессы, наладить обмен информацией, пересмотреть методики учета, а также закрыть финансовый год с параллельным восстановлением учета РСБУ, т.к. предыдущие попытки интеграции управленческого учета в бухгалтерский без использования специальных программ привели к нарушениям расчетов финансовых результатов на всех уровнях учета. Нам пришлось работать в довольно жестком режиме, т.к. несмотря на то, что оперативный учет за год не был на стороне BDO, ответственность за формирование финансового результата на основании оперативного учета ложилась на нашу команду.

На стадии реализации мы обнаружили еще несколько подводных камней, о которых мы не знали ранее: в предыдущие годы были нарушены общепринятые стандарты всех уровней учета, например, с большей частью контрагентов в том числе и ИФНС не сходились остатки, головной офис не получал прозрачную отчетность.

За первые 3 месяца работы с заказчиком мы обновили 1С до актуальной версии (ранее клиент использовал устаревшую версию 2.0, которая уже не обновляется разработчиком и не позволяет вести многие процессы по актуальным версиям законодательных норм). Кроме того, специалисты BDO внедрили программу Хомнет для автоматизации управленческого, бухгалтерского, налогового и экономического учёта. 

Команда проекта также переработала 15 форм корпоративной отчетности и осуществила трансляцию российского учета в корпоративный учет.

Хомнет: МСФО – это программный комплекс на платформе 1С, предназначенный для автоматизации управленческого, бухгалтерского, налогового учёта, бэк-офиса, управления финансами и других бизнес-процессов компаний. Данный софт позволяет существенно снизить затраты на ведение параллельного учета по РСБУ и управленческого учета МСФО, повысить достоверность учета, уменьшить количество ошибок. Он предоставляет богатые возможности для анализа данных и формирования управленческой отчетности.


После того как нам удалось отчитаться за результаты учета 2018 года перед головным офисом и фискальными органами РФ, мы начали отлаживать выстроенные процессы. Но команда BDO Unicon Outsourcing столкнулась с неожиданными сложностями в виде внедрения новых финансовых проектов клиента, таких как внедрение раздельного учета НДС по стандартам клиента, который основывался не на нормах РСБУ (клиентом был предложен метод, основанный на управленческих политиках, а, значит, не был прозрачным с точки зрения налоговой проверки).

Тем не менее нам удалось достигнуть взаимопонимания с клиентом и аудиторами и найти решение, которое позволит избежать споров с Налоговой инспекцией. Мы автоматизировали данное решение, исключив тем самым риск расчётных ошибок. Параллельно команда занималась автоматизацией корпоративной отчетности для головного офиса, текущим учетом, разработками учетных политик клиента, основанных на новых подходах и минимизации рисков при проверках, а так же тестированием по запуску блока «Бюджетирование» для внедрения экономического учета клиента.

Внедрение дополнительных инструментов бюджетирования и контроллинга позволило сделать бизнес-процессы прозрачными. Сотрудники формировали в системе бюджет, который проходил дальнейшее согласование. Позднее, если сотрудник прикреплял счет, оплата которого превысила бы планируемые расходы, процесс блокировался. В результате руководство компании могло перераспределить бюджет или отказаться от дополнительных затрат. Кроме того, команда BDO внедрила план-фактный анализ в формате P&L, который демонстрирует соотнесение доходов и расходов в рамках отчетного периода, – это еще один удобный инструмент, который позволяет контролировать бюджет.

Уже сейчас мы сократили расходы на бухгалтерию на 20%, тем самым освободив ресурс на стратегические задачи, которые клиент готов доверять нам: участие в управленческой стратегии, защита перед налоговой, администрирование вопросов, связанных с документооборотом и так далее.

 


  1. Бюджетирование, финансовый контроллинг и параллельный учет