22.04.2019

Правовые изменения для иностранных поставщиков электронных услуг в России

19 марта компания BDO Unicon Outsoursing провела бизнес-завтрак, посвященный новым правилам налогового декларирования в сфере электронных услуг. В этой статье мы собрали основную информацию по изменениям законодательства и вопросам, которые могут вызвать сложности при подаче обновленных деклараций.

Электронные услуги и сервисы прочно вошли в жизнь современного человека. Мы приобретаем в онлайне приложения для мобильных устройств и настольных ПК, подписываемся на контент-сервисы, заказываем хостинг и поддержку для веб-сайтов, размещаем данные на облачной платформе. И при этом далеко не всегда задумываемся над тем, где физически может находиться поставщик услуг или продавец товара. Иными словами, места фактического оказания услуг и центров формирования прибыли могут располагаться в разных уголках земного шара.

В России, как и во многих других странах (например, Великобритании и Австралии), действуют законодательные нормы и правила, которые предписывают уплату налогов с реализации электронных услуг по месту их потребления, то есть в той стране, где они были оказаны фактически. В России такой порядок начал действовать 1 января 2017 года, когда вступил в силу Федеральный закон №244-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно ему, в Налоговом кодексе появилось четкое определение понятия «электронная услуга» (Ст.174.2), установлен перечень «электронных услуг», а также указано, что иностранные организации должны платить НДС только с тех услуг, получателями которых являются физические лица. Все эти инициативы государства направлены на выравнивание налоговой нагрузки для отечественных и зарубежных поставщиков.

Что же, с точки зрения российского налогового законодательства, является «электронной услугой»? Это услуги, оказываемые в электронной форме через Интернет и другие информационно-телекоммуникационные сети, в автоматизированном режиме с использованием информационных технологий. Не относятся к «электронным услугам» те, которые подразумевают доставку товаров и услуг без использования Интернета, хотя заказать их могли через Интернет. Кроме того, исключение составляют: реализация (передача прав на использование) приложений для ЭВМ (включая компьютерные игры) и баз данных на материальных носителях, а также оказание консультационных услуг по электронной почте и услуг по предоставлению доступа к сети. Сам же перечень «электронных услуг», согласно российскому законодательству, значительно шире. Он включает в себя передачу прав на применение программ для ЭВМ, хостинговые услуги, удаленный поиск и обработку информации, консультирование клиентов через Интернет и многое другое. Полный перечень приводится в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ.

С 1 января 2019 года законодательство в этой сфере вновь изменилось. Стал другим состав налоговых агентов при оказании электронных услуг иностранными компаниями. Российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые пользуются электронными услугами иностранных компаний, более не признаются их налоговыми агентами. Иными словами, если ранее иностранные поставщики электронных услуг оплачивали НДС только в тех случаях, когда потребителями этих услуг были российские физические лица, то теперь они его оплачивают и при оказании таких услуг российским компаниям и ИП. Исключение составляет оказание таких услуг через посредников, российских и иностранных юридических лиц, связанных с российскими потребителями услуг договорными отношениями.

Иностранные поставщики электронных услуг обязаны в течение 30 дней с начала предоставления услуг зарегистрироваться в российских налоговых органах. Определен и перечень документов, которыми нужно подтверждать вычет НДС по электронным услугам иностранных компаний.

Однако остаются вопросы, связанные с налогообложением иностранных поставщиков электронных услуг. –Например, как учитывать сопутствующие и отдельно оказываемые услуги, которые не относятся к электронным, если иностранный контрагент стоит на учете по факту оказания электронных услуг. В соответствии с положениями НК РФ иностранная организация в этом случае также становится самостоятельным плательщиком НДС, а российская компания не может выступать налоговым агентом. Однако в этом случае российские партнеры всегда должны уточнять у иностранного контрагента, есть ли у него российские ИНН и КПП.

В настоящее время условия для вычета НДС российской компанией определены только для электронных услуг, если иностранная компания является самостоятельным плательщиком НДС. Также не приведены в соответствие положения законодательства, в которых оставлены без изменения требования по формированию реестров операций для подтверждения места реализации услуг, хотя для юридических лиц это требование по своей сути не имеет смысла.

Дополнительно налоговыми органами было разъяснено, что если иностранная организация оказывает российским клиентам электронные услуги на безвозмездной основе, она не должна вставать на учет и уплачивать НДС с них.

Как зарегистрироваться иностранной компании-поставщику электронных услуг в качестве налогового агента в России? Эту процедуру необходимо провести на портале ФНС России по адресу lkioreg.nalog.ru. Для регистрации необходимо заполнить все необходимые данные о компании, а также предоставить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной документ, подтверждающий юридический статус компании. Выписку необходимо также перевести на русский язык (нотариальное заверение перевода не требуется). В дальнейшем нужно будет осуществлять поквартальное декларирование предоставленных электронных услуг, это нужно делать до 25 числа месяца, следующего за отчетным.

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет влечет за собой штраф в размере 10 тысяч рублей. За непредоставление декларации придется уплатить штраф в размере 5 процентов не уплаченной в установленный срок суммы налога на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня ее предоставления (но не более 30 процентов указанной суммы). Неуплата налога обойдется как в сумму этого налога, так и в 20- или 40-процентный штраф с пенями. Наконец, за непредставление сведений для налогового контроля может быть взыскан штраф в размере 200 рублей за каждый документ.

Очевидно, что во всех нюансах законодательства другого государства разобраться самостоятельно сложно – и это касается даже тех компаний, которые давно работают на российском рынке. Эксперты BDO Unicon Outsoursing будут рады ответить на ваши вопросы.

  1. Правовые изменения для иностранных поставщиков электронных услуг в России